Хре́нников Тихон Николаевич (р. 1913), композитор, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973). Ученик В. Я. Шебалина. Генеральный секретарь (с 1948), 1-й секретарь (с 1957) правления, председатель (1990-91) СК СССР. Оперы «В бурю» (1939; 2-я ред., 1952), «Фрол Скобеев» (1950; 2-я ред., под названием «Безродный зять», 1967), «Мать» (1957), «Золотой телёнок» (1985) и др.; балет «Любовью за любовь» (1976), «Гусарская баллада» (1979), «Наполеон Бонапарт» (1995) и др.; оперетта «Сто чертей и одна девушка» (1963), 3 симфонии, концерты для фортепьяно, скрипки, виолончели с оркестром, музыка к спектаклям драматического театра и фильмам. Профессор Московской консерватории (с 1966). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952, 1967), Ленинская премия (1974).
* * *
ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич - ХРЕ́ННИКОВ Тихон Николаевич [28 мая (10 июня) 1913, Елец - 14 августа 2007, Москва), российский композитор, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973). Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952, 1967).
Родилсмя в семье приказчика, был десятым ребенком в семье, где все были одарены музыкально. В 1932 окончил Музыкальное училище им. Гнесиных , в 1936 - Московскую консерваториюю. Ученик В. Я. Шебалина (см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич) и Г. Г. Нейгауза (см. НЕЙГАУЗ Генрих Густавович). В 1939 написал оперу «В бурю», в которой впервые в музыкальном искусстве был выведен образ В. И. Ленина. В 1950 закончил оперу «Фрол Скобеев» (1950) .
Автор ставшей популярной музыки к кинофильмам и спектаклям: фильмы «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Поезд идет на Восток» (1949, композитор снялся и исполнил песню в этом фильме) и др., спектакли «Много шума из ничего» в Театре им. Вахтангова, « Давным-давно» в Театре Советской Армии и др. С 1948 генеральный (с 1957 по 1991 - 1-й) секретарь Союза композиторов СССР.
Возглавляя Союз Композиторов СССР, был вынужден в публичных речах поддерживать «партийную линию» в музыке, однако в отличие от руководителей других творческих союзовСоюза писателей в доносах и преследованиях членов возглавляемой им организации замешан не был. В Союзе композиторов не был репрессирован ни один из его членов.
После смерти И. В. Сталина на протяжении более 40 лет оставался на своем посту. В послевоенные годы написал оперы «Мать» (1957), «Золотой телёнок» (1985), балет «Любовью за любовь» (1076), «Гусарская баллада» (1979), оперетту «Сто чертей и одна девушка» (1963) и др. Похоронен на родине в Ельце. Автор 3 симфоний, концертов для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром.